Компания специализируется на разработке, внедрении и сопровождении корпоративных информационных систем, оказывает консалтинговые услуги, проектирует ИТ - инфраструктуру и поставляет технику и ПО

Автоматизация энергообъединений: отраслевая специфика

Версия для печати 23 Декабря 2004
Любое энергообъединение представляет собой сложное, многопрофильное предприятие. В него входят электростанции, вырабатывающие энергию, предприятия, осуществляющие ее транспортировку и сбыт, различные ремонтные и обслуживающие предприятия и пр.

Любое энергообъединение представляет собой сложное, многопрофильное предприятие. В него входят электростанции, вырабатывающие энергию, предприятия, осуществляющие ее транспортировку и сбыт, различные ремонтные и обслуживающие предприятия и пр.

Любое энергообъединение представляет собой сложное, многопрофильное предприятие. В него входят электростанции, вырабатывающие энергию, предприятия, осуществляющие ее транспортировку и сбыт, различные ремонтные и обслуживающие предприятия и пр. Вполне естественно, что перед энергетиками рано или поздно должны были встать проблемы компьютеризации — не столько обеспечения предприятий вычислительной техникой и компьютерными сетями, сколько внедрения технологий ИТ-поддержки деловых процессов, таких, например, как бюджетирование, планирование технического обслуживания и ремонтов.

Исторически компьютеризация энергообъединений производилась в рамках отдельных филиалов исключительно по функциональному признаку, что объясняется их организационной и структурной спецификой. В самых общих чертах этот процесс выглядел следующим образом: автоматизировался бухгалтерский учет филиалов и дирекции, учетно-расчетная система энергосбыта, создавались АСУТП станций и сетей. Одновременно шло строительство функциональных систем, охватывающих тот или иной аспект деятельности энергообъединения: диспетчерское управление, коммерческий учет электроэнергии, планирование капитального строительства. Подобный подход, известный под названием «лоскутной» автоматизации, привел к созданию на предприятиях множества разнородных, зачастую не связанных между собой информационных систем. Вполне естественно, что получить при этом актуальную оперативную информацию довольно сложно.

Целью нового этапа компьютеризации стало преодоление ведомственных барьеров и ведомственного подхода в целом: назрела необходимость перехода от автоматизации отдельных рабочих мест и отдельных подразделений к автоматизации деловых процессов, пронизывающих деятельность нескольких подразделений (горизонтальная интеграция) и нескольких предприятий внутри энергообъединения по линии «филиалы — дирекция» (вертикальная интеграция).

Следует отметить, что в энергетике, как и в любой другой отрасли, при внедрении информационных систем возникает один и тот же вопрос о том, что предпочесть: внедрение комплексной ERP-системы, охватывающей различные функциональные области, или интеграцию нескольких систем, отобранных по принципу «лучшие в своем классе»? Однозначного ответа на этот вопрос нет и, в принципе, не может быть. Наиболее продуктивным подходом, возможно, является последовательное внедрение нужных модулей и интеграция их с действующими на предприятии информационными системами.

В любом случае компьютеризация энергообъединений обязательно должна включать в себя два крупных направления: автоматизацию финансово-хозяйственной деятельности и автоматизацию эксплуатации оборудования.

Автоматизация финансово-хозяйственной деятельности

При выборе рекомендуемого порядка автоматизации финансово-хозяйственной деятельности целесообразнее исходить из следующих приоритетов.

Управление обязательствами.

Номенклатура выполняемых в энергообъединении работ и услуг достаточно широка. Поэтому автоматизация финансовой деятельности энергообъединения подразумевает под собой четкую регистрацию различных договоров и оперативный контроль выполняемых работ, авансовых и итоговых платежей, возникающих при этом финансовых обязательств — кредиторской и дебиторской задолженности.

Налоговый учет.

Энергообъединение имеет, как правило, ярко выраженную территориально-распределенную структуру, число подразделений в которой может достигать несколько сотен. По каждому из них ведется отдельный налоговый учет. В силу этого автоматизация налогового учета стандартными («коробочными») средствами практически невозможна. Решением в этой ситуации может быть либо внедрение информационной системы, которая свяжет воедино все энергообъединение, либо специализированной информационной системы расчета и учета налогов и налоговых платежей.

Управление платежами.

Особенности функционирования и структуры энергообъединения приводят к тому, что для управления финансами необходимо точно знать все статьи расходов и управлять ими, учитывая платежи всех видов — денежные, вексельные и взаимозачеты. В условиях реформирования энергообъединений (особенно на переходном этапе) возрастает необходимость контроля направления потоков централизованного финансирования, соблюдения графика финансирования разделяемых компаний и движения самостоятельно осуществляемых этими компаниями платежей. Разделение бухгалтерских балансов и, как неизбежный атрибут, разделение кредиторской и дебиторской задолженности по обособленным компаниям в составе энергообъединения порождает новые функции казначейского управления платежным балансом и бюджетирования.

Бухгалтерский учет.

Бухучет — наиболее хорошо формализованная задача, которая, как правило, уже решена в каждом филиале и дирекции энергообъединения с помощью технических средств, использовавшихся на самых ранних этапах компьютеризации. Тем не менее начинать с замены системы бухучета нет смысла ввиду большого объема работ, да и недостатки ранних бухгалтерских систем наиболее ярко проявляются только в процессе интеграции с другими подсистемами. Поэтому до постройки и пуска первой очереди интегрированной системы нет смысла ставить вопрос о замене устаревшего бухгалтерского комплекса. Этот этап автоматизации можно выполнить в последнюю очередь. Однако необходимо учесть, что существует разрыв между первичными бухгалтерскими документами (практически все они сосредоточены на филиалах) и платежами, львиная доля которых осуществляется централизованно из дирекции. При этом консолидация бухучета будет проводиться только на уровне отчетов, то есть проводки, следовательно, и первичные документы филиалов не будут видны из дирекции. Таким образом, между бухгалтерским учетом в дирекции и в филиалах существует толстый непрозрачный слой, наличие которого делает неуместными все попытки создания более глубокой и по-настоящему интегрированной финансово-хозяйственной системы энергообъединения.

Среднесрочное финансовое планирование.

Автоматизированная система среднесрочного финансового планирования должна объединить системы автоматизированного учета договоров, бюджетирования, казначейского управления платежными средствами и планирование платежей на основе заявок на расходование бюджетных средств.

Кадровый учет и планирование кадрового резерва.

Это крайне важная задача в современной жизни энергообъединений, которая характеризуется оттоком молодых специалистов в другие отрасли, кадровым дефицитом высококлассных специалистов, старением кадрового состава энергообъединений в целом. Задачу кадрового учета можно решить с помощью поэтапной автоматизации кадровых служб предприятий, входящих в энергообъединение, с возможностью строить консолидированные отчеты на основе кадровых баз филиалов посредством репликации баз в центр (в дирекцию).

Управление эксплуатацией оборудования

 При построении информационной системы на предприятиях энергетического комплекса также необходимо учитывать структурную специфику энергообъединения. Дело в том, что все подразделения энергообъединения нацелены на тот или иной аспект управления энергооборудованием. Так, для диспетчеров важны оперативные данные (показатели), для бухгалтерии — стоимостные, для технических служб — эксплуатационные. Поэтому проектируемая информационная система должна быть многоаспектной, включающей в себя все вышеперечисленные категории данных и все оборудование энергосистемы. При этом информационная система энергообъединения должна обладать своего рода способностью к «самостоятельному развитию», то есть возможностью создания новой функциональности исключительно силами собственных специалистов предприятия, без участия поставщика.

Поскольку энергообъединение представляет собой ряд территориально распределенных и разнопрофильных предприятий, то его информационная система должна быть не просто многоаспектной, но и распределенной, иметь возможность консолидировать данные, которые поступают из филиалов в дирекцию и обеспечивать разграничение доступа пользователей к базам данных.

Отдельно стоит сказать о геоинформационной составляющей информационной системы, которая помогает собирать и анализировать пространственную информацию об установленном оборудовании и сетях инженерных коммуникаций. Использование геоинформационных технологий значительно упрощает работу с данными, что определяется особенностями восприятия информации человеком. Часто достаточно взглянуть на план, карту или схему, чтобы понять положение вещей.

Информационная система, обладающая всеми перечисленными свойствами, позволит решать многие прикладные задачи, которые в противном случае были бы довольно трудоемкими: паспортизация и инвентаризация оборудования, эксплуатация инженерных сетей, в том числе с их геодезической привязкой к картам местности, оценка технического состояния и планирование ремонтов, автоматизация диспетчерских служб и проч.

Логистичекий аспект.

Поскольку традиционный набор логистических модулей интегрированной информационной системы ориентирован на предприятия сборочного производства и на решение задачи комплектации и планирования материальных ресурсов, то он не подходит для энергообъединения. Объясняется это тем, что производственный цикл в энергетике непрерывен, и вся логистика сведена к решению трех тесно связанных между собой задач: планирование капитального строительства, планирование технического обслуживания и ремонтов оборудования, обеспечение материально-технического снабжения того и другого.

Ввиду специфичности логистических задач в энергетике целесообразно проводить их реализацию следующим образом. Прежде всего, необходимо создание базы данных паспортизации оборудования (энергообъектов) с накоплением в ней событий жизненного цикла (отказы, дефекты, ремонты) и библиотеки технологических схем с привязкой элементов схем к базе паспортизации оборудования. Созданная база данных позволит автоматизировать такие процессы, как планирование ремонтов, бухгалтерская инвентаризация оборудования, планирование капитального строительства, материально-техническое снабжение.

Оперативный аспект.

Этот аспект управления включает в себя систему диспетчерско-технологического управления и систему коммерческого учета электроэнергии. Нужно заметить, что оптимизация управления энергосистемой ведется исходя из приоритетов соблюдения технически правильных режимов работы оборудования и не учитывает коммерческого аспекта, что неудивительно, так как интеграция этих систем отсутствует. В условиях реформы электроэнергетики особенно актуальной становится задача перехода к работе на свободном секторе торговли оптового рынка электрической энергии, включая как методический аспект планирования покупок и продаж элекроэнергии в 24-часовом диспетчерском графике, так и аспект разработки соответствующего программного обеспечения.

Перспективы автоматизации

В последние годы, совпавшие с реформированием, значение и эффективность автоматизации в энергетике, особенно в области экономического управления, по оценке многих экспертов, существенно выросла. Поскольку тарифы на электрическую и тепловую энергию являются регулируемыми (если точнее, возможности обосновать их увеличение ограничены), основой стабильности и благополучия энергокомпаний является развитая и точная система финансового планирования, оперативный учет и анализ фактического исполнения планов, быстрое принятие решений как в отношении поиска источников поступлений, так и сокращения издержек. Существенное влияние на повышение методического уровня управления дочерних компаний оказывает РАО «ЕЭС России». Реализация современных методик управления (в первую очередь, в области экономики и финансов) невозможна без глубокой и комплексной автоматизации всех служб энергокомпании. Сейчас в службы энергокомпаний, а также на руководящие посты приходят специалисты, имеющие хорошую компьютерную подготовку. Они быстро осваивают специализированные приложения, могут грамотно сформулировать предложения по их развитию. Общий рост образования персонала в области информационных технологий является основой для эффективного внедрения автоматизированных систем во всех сферах управления энергокомпаниями.

Сергей Ежов — заместитель Генерального директора компании «Гроссмейстер»

Источник: Директор информационной службы, №11, 2004